Вышедший в мае фильм "Турист" оказался очень необычной премьерой для современной России. Среди потока ностальгических лент, посвященных успехам СССР в космосе и спорте, военных фильмов и полупристойных комедий необычно выглядела в первую очередь тематика. Российские режиссеры вообще редко обращаются к современности и предпочитают или ретро, или вневременные сюжеты, на худой конец – истории о нелегких буднях полиции.
А здесь – просто экзотический сюжет: российские инструкторы тренируют военных в Центральноафриканской республике, которую многие только благодаря говорящему названию отыщут на карте; сталкиваются с террористами, пытающимися устроить государственный переворот, и оставляют от этих террористов по итогам встречи рожки да ножки.В действительности можно только удивляться, насколько мы не замечаем окружающих нас людей. Нашим режиссерам известно удивительно малое число архетипов героев. Следователь. Бандит. Мечтающая о принце домохозяйка в разных вариациях. Олигарх, подруга олигарха. Спортсмен (скорее советский, чем современный). А тут нечто совершенно необычное. Инструктор? В Африке?!
Между тем, фильм оказался очень удачным. Откуда он взялся, существуют только предположения – но насколько известно, спонсором был крупный бизнесмен Евгений Пригожин (вроде бы он же помогал с выпуском двух частей "Шугалея" – политической драмы о злоключениях россиян в Ливии и "Ржева" – военного фильма о битве за Ржев в 42-м году). Режиссер Андрей Батов ранее отметился только парой малоизвестных сериалов. Актерская команда в основном тоже попала в "Турист" с разнообразных второстепенных ролей в полузабытых сериалах.
Главное исключение – прекрасная Флавия-Гертруда Мбайабе – как легко догадаться по имени и фамилии, африканка. Отдельным "актером" стало само место действия – Центральноафриканская республика. Снимали на натуре, в самом государстве. Поскольку в основе сюжета – реальные события в настоящей ЦАР (как выражаются люди, бывавшие там – в ЦАРстве), где террористы пытались устроить вовсе не бутафорский государственный переворот, "декорации" и искать не надо было, все реально.Все это ладно сбито в крепкий, приятный глазу приключенческий боевик. Враги достаточно мерзки, чтобы не переживать по поводу их судьбы (и это не выдумка режиссера, реальные бандиты в Центральной Африке именно такие, спросите ООН), наши – храбрые и умелые защитники справедливости (ну, а что, так и есть), врагам, как положено, надерут седалищные бугры.
Но главная прелесть фильма все-таки в неожиданном выборе героев и декораций. Наши сограждане занимаются полезными для мира и Родины и часто рискованными делами повсюду. По Арктике ходит целый флот ледоколов – единственный в мире такой; в Антарктиде ученые сверлят скважины к озерам, скрытым на четыре километра подо льдом. Исполненные благородного безумия путешественники совершают кругосветки на каноэ через океаны и моря. Морпехи ловят пиратов у берегов Сомали, а московские офисные хомяки волонтерами тушат гигантские лесные пожары и ищут пропавших без вести (и регулярно находят). Наконец, свежайший пример – ученые в кратчайшие сроки создают лекарство от главной заразы современности, а медики ложатся костьми на пути пандемии. Наша страна полна неизвестных героев. "Туристы", спасающие мир в Африке – это отличный выбор. Но это только верхушка айсберга. Нам нужно больше фильмов про героев современности.
Свежие комментарии