Буквально сразу за введением режима самоизоляции, решение об ограничении продажи алкоголя были приняты в Кемеровской области, Туве, Карелии, Якутии, Башкирии, Красноярском и Пермском краях.
Самое же интересное заключается в том, что в ряде районов Якутии, местные власти пошли еще дальше. Так, в Якутске, Жатае, Нерюнгринском и Мирнинском районах до 6 апреля был введен полный "сухой закон".
"Резко увеличилось количество преступлений, связанных с употреблением алкоголя, есть человеческие жертвы. В таком случае я в первую очередь руководствуюсь интересами большинства жителей", – так пояснил свое решение глава региона.
Рост интереса россиян к горячительным напиткам показывает и статистика. По данным Сбербанка, за последнюю неделю марта россияне потратили на алкоголь на 22% больше, чем на предыдущей неделе, и почти на 32% больше, чем за тот же период 2019 года.
Залить депрессию
В росте интереса россиян к спиртному нет ничего удивительного. Миллионы оказываются заточенными в четырех стенах без каких-либо определенных занятий. При этом, стоит принимать во внимание и психологическое состояние таких людей – многие из них понимают, что по окончании карантина они окажутся без работы, а возможно и без средств к существованию. Все это неизбежно вгоняет людей в депрессивное состояние, которое "по старой русской традиции" многие предпочитают лечить алкоголем. По сути, в состоянии переживаемого стресса, именно спиртное становится для них единственным "антидепрессантом".
Все это порождает опасения, что эпидемия коронавируса (которая пока еще не сильно затронула Россию) может плавно перерасти в эпидемию алкоголизма.
И чем дольше будут длиться самоизоляция или карантин, тем сильнее окажутся данные риски.Именно это и послужило причиной для властей ряда регионов ограничить продажу алкоголя. Однако, в случае негативного развития ситуации, ужесточения условий карантина, опасений роста криминализации, и сохранения неопределенности, одних только ограничений может оказаться недостаточно.
Перспектива боле жесткого, или полного запрета (как в некоторых районах Якутии) неизбежно возникнет. Это невольно отсылает к американскому опыту времен Великой депрессии, когда действовавший на тот момент сухой закон рассматривался властями, как средство сдерживания населения от поголовной алкоголизации и криминализации.
Россия – не Америка
Впрочем, эксперты пока не уверены, что этот опыт будет в полной мере реализован в России.
"Речь идет об ограничениях продажи, а не о полном запрете и, тем более, "сухом законе", – пояснил "Утру.ру" исполнительный директор Goldman Group Дмитрий Гелемурзин. – Власти регионов выбирают оптимальное дневное время, когда можно продать алкоголь, и он не пойдет во вред жителям. В разгар эпидемии многие не знают, чем себя занять, обращают внимание на горячительные напитки, в надежде уменьшить стресс, но возлияния не только не помогают, а ухудшают ситуацию, провоцируя домашнее насилие и скандалы".
По мнению Гелемурзина, приобретя алкоголь в дневное время, больше шансов, что человек вернется домой и продолжит находиться на самоизоляции, а не будет передвигаться по городу с риском заразиться или совершить правонарушение.
Скептически относятся эксперты и к самой идее сухого закона. В первую очередь это относится к тому самому американскому опыту, доказавшему его неэффективность и бессмысленность.
"Сухой закон в США был принят почти за десять лет до наступления Великой депрессии и привел к серьезным последствиям, – пояснил "Утру.ру". первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал. – Выросла организованная преступность, появились целые синдикаты, которые занимались только производством и продажей подпольного алкоголя. Выросло потребление наркотических веществ, и уровень коррупции. Государство потеряло значительную часть налоговых платежей, что также стало одной из причин наступления Великой депрессии. Сухой закон привел к расколу в обществе и вызвал рост общего недоверия к властям".
По этой причине, считает Сигал, не стоит путать полный запрет на алкоголь и ограничения, которые вводятся в ряде регионов нашей страны. По его словам, то что вводится сегодня региональными властями, направлено на снижение уровня преступности. Эти ограничения могут быть полезны в ситуации с карантином, если впоследствии будут отменены.
Эксперт напоминает, что введение настоящего сухого закона ни в отдельном регионе, ни по стране в целом ни к чему хорошему не приведет, о чем свидетельствует опыт периода конца 80-тых годов.
"Уровень алкоголизма это не снизит, а количество смертей от контрафакта увеличится. Сократить потребление алкоголя могут меры по популяризации здорового образа жизни, а также рост благосостояния населения", – говорит Павел Сигал.
Свежие комментарии